Менеджмент качества
Номер кафедры
16Филиал
8Год основания
2005Состав кафедры
- 45
- 47
- 48
- 51
- 53
- 49
- 50
- 52
- 54
- 65
- 66
Специализации
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
Контакты
- <b>Телефон:</b> <div>(499) 172-16-30 <div><b>Электронная почта:</b></div> <div><a href="mailto:mk@asms.ru" >mk@asms.ru</a>, <a href="mailto:larisa@asms.ru" >larisa@asms.ru</a></div> <div><b>Контактные лица </b>:</div> <div>методист кафедры <i>Щербакова Лариса Авенировна</i>,</div> <div>профессор <i>Зубков Юрий Павлович</i></div> </div>
- html
Историческая справка
- <b>Кафедра «Менеджмент качества»</b> сегодня, ее история, истоки в какой-то мере повторяет историю развития категории «качества», связанную с эволюцией социально-экономического состояния нашей страны, развитием метрологии, стандартизации, сертификации и технического регулирования. Без знания прошлого нет понимания настоящего, как нет адекватного представления о будущем для нас - это не сентенция, а позиция, поэтому мы в своих выпусках журнала «Компетентность» постоянно возвращаемся и к истории возникновения самой Академии стандартизации метрологии и сертификации (далее – Академии), и к процессам становления и развития ее кафедр. Вот и сегодня часть представленных в рубрике материалов посвящена предыстории кафедры «Менеджмент качества», тем людям, деятельности и стараниям которых она обязана сегодняшними результатами. Кафедра в ее настоящем виде – результат стратегического решения, принятого Ученым советом Академии в 2003 году, о концентрации отдельных направлений и специализаций переподготовки и повышения квалификации специалистов в области технического регулирования, метрологии и менеджмента на конкретных кафедрах с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов, исключения внутреннего дублирования и повышения качества обучения. Дело в том, что до 2004 года повышением квалификации в области менеджмента качества занимались наряду с другими специализациями кафедры «Управление качеством предпринимательской деятельности», «Стандартизация, управление качеством и сертификация», «Сертификация и испытания» и некоторые другие. Активное внедрение в стране в 90-х годах систем качества в первую очередь по требованиям стандартов ИСО серии 9000 привело к существенному росту спроса на обучение специалистов по вопросам разработки, внедрения и совершенствования этих систем, а так же на обучение экспертов органов по сертификации систем менеджмента качества (СМК) и внутренних аудиторов СМК на предприятиях. Поэтому в начале 2000-х годов в Академии возникла необходимость в едином кадровом и научно-методическом обеспечении соответствующих специализаций. В этот же период (в 2003 году) введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании» был начат принципиально новый этап реформы в области стандартизации, аккредитации, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора, сформулирована задача о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), проведена административная реформа федеральных органов исполнительной власти. В этих условиях логичным стало решение Ученого совета об изменении организационной структуры Академии, состава ее кафедр и научных подразделений. Так в 2004 году была образована кафедра «Менеджмент качества», в состав которой вошли преподаватели как уже указанных кафедр, так и ряда других, на которых обучали слушателей в области менеджмента качества. А.Г. Зекунов и Ю.П. Зубков, оба ранее возглавлявшие кафедры, уже девятый год являются неоценимыми помощниками заведующего кафедрой «Менеджмент качества» в качестве его заместителей. Кафедра сегодня Сегодня кафедра «Менеджмент качества» - это профессорско-преподавательский состав, имеющий немалый педагогический опыт. Почти половина преподавателей – штатные работники Академии (В.А. Новиков, А.Г. Зекунов, Ю.П. Зубков, А.Д. Мартынов,), остальные - совместители активно работающие в области менеджмента , Н.Ю. Фудина), высококвалифицированные специалисты и преподаватели ВУЗов (А.Г. Зекунов, Ю.П. Зубков, В.А. Новиков, Н.Ю. Фудина), ученые-практики по СМК (В.Н. Иванов, Ю.В. Пазюк). Высочайший профессионализм и авторитет этих людей, несомненно, привлекает для обучения и консультаций на кафедру значительное число руководителей и специалистов организаций, желающих получить актуализированные знания, практические навыки и методические материалы для повышения эффективности своей деятельности. Для более полного обучения слушателей и для повышения квалификации сотрудников кафедры приглашаются ведущие специалисты руководящих органов власти, в том числе Ростехрегулирования, известные ученые и эксперты. Заслугам и достижениям каждого преподавателя можно посвятить отдельную статью. Организационно-методическим обеспечением работы такого количества преподавателей, а значит, и соответствующего числа слушателей на кафедре занимается методист Щербакова. Л.А. – «лицо» нашей кафедры, с нее начинается знакомство заказчиков и слушателей с кафедрой, она помогает ей во время учебы и «провожает» их домой, оформляя необходимые документы. За время работы в Академии Л.А. Щербакова стала «крестной матерью» тысячам экспертов, менеджеров, аудиторов и руководителей служб качества по всей стране. Существенную помощь методисту оказывают инженеры А.И. Гришин, Н.А. Шаркова, которые, и это немаловажно, являются выпускниками МАТИ им. Циолковского именно по специальности «Управление качеством и сертификация». Гарантией качества обучения слушателей является научная составляющая деятельности преподавателей кафедры, большинство из которых выполняют научные и научно-методические исследования в рамках целевых программ и по заказам организаций, ведут научное руководство аспирантами, входят в состав диссертационных советов и приглашаются в качестве официальных оппонентов диссертаций. Как следствие расширяется объем научных публикаций сотрудников кафедры, за 2010 год опубликовано 14 статей в изданиях рекомендованных ВАКом. Кафедра и Академия Кафедра «Менеджмент качества» работает в тесном взаимодействии с другими кафедрами и подразделениями АСМС, приглашая для проведения занятий по смежным разделам и дисциплинам (метрологическое обеспечение, стандартизация и др.) ведущих преподавателей этих кафедр, а также выделяя им своих специалистов для чтения лекций по вопросам менеджмента качества. В состав кафедры входит орган по сертификации систем менеджмента качества и научно-исследовательская лаборатория систем менеджмента. Практически весь штатный состав этих подразделений – это преподаватели или инженеры кафедры «Менеджмент качества». Такое взаимное сотрудничество, на наш взгляд, не только взаимно полезно, но и однозначно необходимо в столь многоплановой области, как менеджмент качества. При аккредитации Академии как Органа по сертификации СМК эксперты аккредитующей организации в качестве одной из основных задач для органа определили проведение стажировок обучавшихся в Академии заявителей в эксперты по сертификации СМК, что предопределяет постоянный контакт между Органом по сертификации и кафедрой и взаимное совершенствование программ. В качестве еще одного примера сотрудничества можно отметить серьезное и долговременное сотрудничество кафедры «Менеджмент качества» с кафедрой «Профессиональная переподготовка» (заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор Н.А. Евстропов), поскольку практически все учебные программы кафедры «Менеджмент качества» входят в качестве разделов и дисциплин в образовательные программы профессиональной переподготовки, что позволяет заказчикам снизить и финансовые затраты, и трудоемкость при освоении 500-часовых программ за счет зачета этих разделов в том случае, если слушатели освоили их ранее на кафедре «Менеджмент качества». Сейчас АСМС прошла лицензирование в Федеральной службе по надзору в сфере образования по нескольким образовательным программа профессиональной переподготовки общей продолжительностью свыше 1000 часов для присвоения дополнительной к полученной при базовом образовании высшей квалификации. Среди этих программ – образовательная программа «Качество управления организацией», разработанная АСМС совместно с государственной академией промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, освоение которой без взаимодействия упомянутых кафедр и образовательных учреждений, без согласования их учебных программ и планов, без совместного методического обеспечения будет проблематичным и мало привлекательным для заказчиков. Наши заказчики И в завершение еще одна принципиальная тема. Существование кафедры полностью хозрасчетного учреждения дополнительного профессионального образования, каковым является АСМС, без заказчиков ее образовательных и научных услуг немыслимо, поэтому мы благодарны руководителям организаций, сотрудникам и руководителям служб качества, органов по сертификации СМК, всем нашим выпускникам за внимание и положительную оценку нашей деятельности. Статистика последних лет наглядно демонстрирует рост числа специалистов, предпочитающих актуализировать свои знания на нашей кафедре. Сегодня на кафедре «Менеджмент качества» обучаются специалисты машиностроительной, приборостроительной, электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей и легкой промышленности. Ежегодно контингент слушателей по основным специализациям кафедры увеличивается на 10-15%, так, в прошедшем году непосредственно в стенах АСМС и на выездных занятиях кафедры повысили свою квалификацию более тысячи слушателей. Немалая часть слушателей приезжает обучаться на кафедру повторно: кому-то требуется следующий уровень подготовки, кто-то хочет получить знания по другим специализациям. Занятия проходят круглогодично, даже в период традиционных летних отпусков, и часто в июле-августе часть преподавателей загружена не меньше, чем зимние месяцы. Согласуя учебно-тематические планы и программы обучения с заказчиками, кафедра практикует не только групповые формы занятий с отрывом от производства, но и широко применяет индивидуальные, индивидуально-групповые формы, заочные консультации по самостоятельным работам с частичным отрывом от работы. Переход на модульную структуру образовательных программ позволил приступить к освоению накопительных (поэтапных) схем повышения квалификации с удобными для заказчика перерывами между этапами, а так же к сокращению сроков обучения при сохранении объемов учебной программы за счет входной аттестации по итогам самостоятельного освоения слушателем отдельных модулей в приемлемое для него и его организации время без отрыва от работы. Это достигается с помощью соответствующих учебных пособий, специальных методических указаний и раздаточного материала, разрабатываемых кафедрой, а так же за счет возможности самостоятельной оценки правильности решения высылаемых слушателю типовых контрольных задач. Как и вся Академия, кафедра «Менеджмент качества» внимательно изучает рынок специалистов по качеству и спрос на повышение их квалификации. Постоянно пересматриваются и обновляются разделы учебных программ специализаций, совершенствуется методический и раздаточный материал, принимаются во внимание новации наших конкурентов и рекомендации партнеров. Немаловажную роль в этой работе играет мнение наших заказчиков и слушателей, которое кафедра формирует по итогам систематического анонимного анкетирования слушателей в каждой группе и по отдельным отзывам заказчиков. Результаты такого мониторинга становятся темой ежегодного обсуждения на заседаниях кафедры для проведения мероприятий по постоянному улучшению своей деятельности. Так, примером такого подхода может служить разработка на кафедре специализированной программы для повышения квалификации специалистов, ответственных за производство и качество медицинской техники на основе системных требований ГОСТ Р ИСО 13485-2004. В соответствии с письмом Росздравнадзора № 02 И-313/05 от 30.06.2005 г. такое обучение является обязательным лицензионным требованием при лицензировании производства медицинской деятельности, а АСМС определена учебным центром, проводящим такое обучение. Аналогичные программы разработаны на кафедре для подготовки персонала по специальным отраслевым стандартам на системы менеджмента, таким как стандарт в сфере образования, государственного и муниципального управления, автомобилестроения, авиастроения и др. Учитывая нарастающий интерес представителей бизнеса и государственных организаций, кафедра проводит краткосрочные семинары по стандартам, связанным с социальной ответственностью (SA 8000, ИСО 26000), охране труда и окружающей среды (OHSAS 18001, ИСО 14001), энергоменеджменту (ИСО 50001), интегрированным системам менеджмента. Не секрет, что стоимость обучения в Академии составляет для иногородних слушателей лишь малую долю расходов на командирование персонала в Москву, поэтому кафедра «Менеджмент качества» давно практикует выезд своих преподавателей в регионы, где, как правило, местные ФГУ ЦСМ собирают специализированные группы слушателей по определенным темам. Кроме того, в 2011 году кафедра подготовила первый интерактивный дистанционный курс «Системы менеджмента качества по требованиям ИСО 9001:2008» и начала его апробацию. В дальнейшем эта современная форма обучения будет использоваться кафедрой в более широком масштабе.
- html
Услуги
- Кафедра оказывает консалтинговые услуги по следующим вопросам: 1. Маркетинговый анализ; 2. Разработка СМК; 3. Подготовка к сертификации СМК; 4. Разработка документации СМК; 5. Внутренний и оценочный аудиты; 6. Помощь при проведении самооценки по критериям Премии Правительства РФ в области качества.
- html